Генератор 94.3701
Техническая характеристика
Максимальная сила тока отдачи (при 13 в и 6000 мин-1), А | 80 | Пределы регулируемого напряжения, В | 13,2–14,7 | Передаточное отношение двигатель — генератор | 1:2,4 |
Генератор типа 94.3701 переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения (со стороны привода).
|
Рис. 1. Схема соединений системы генератора: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – монтажный блок; 4 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов; 5 – выключатель зажигания
|
Схема соединений генератора показана на рис. 1. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу "D+" регулятора (вывод "D" генератора) через контрольную лампу 4, расположенную в комбинации приборов. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора.
Вывод "W" генератора на автомобилях семейства ВАЗ-2115 не используется.
Работа генератора контролируется контрольной лампой в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя — гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее в полнакала говорит о неисправностях.
Возможные неисправности, их причины и методы устранения
Причина неисправности
|
Метод устранения
|
Контрольная лампа не загорается при включении зажигания. Контрольные приборы не работают
|
1. Перегорел предохранитель F16 в монтажном блоке
|
1. Замените предохранитель
|
2. Обрыв в цепи питания комбинации приборов
|
2. Проверьте провод "0" и его соединения от монтажного блока до комбинации приборов
|
3. Обрыв в цепях от выключателя зажигания до монтажного блока
|
3. Проверьте "К" и "Г" провода и их соединения от монтажного блока до выключателя зажигания
|
4. Не срабатывает выключатель зажигания
|
4. Проверьте, замените неисправную контактную часть выключателя зажигания
|
Контрольная лампа не загорается при включении зажигания и не горит при работе двигателя. Контрольные приборы работают. Аккумуляторная батарея разряжена
|
1. Перегорела контрольная лампа
|
1. Замените контрольную лампу
|
2. Обрыв в цепи питания контрольной лампы
|
2. Проверьте "КБ" провода и их соединения от генератора до комбинации приборов и надежность контакта между выводами патрона лампы и платой комбинации приборов
|
3. Износ или зависание щеток, окисление контактных колец
|
3. Замените щеткодержатель со щетками, протрите кольца салфеткой, смоченной в бензине
|
4. Поврежден регулятор напряжения (обрыв между выводом "DF" и "массой")
|
4. Замените регулятор напряжения
|
5. Отсоединился провод от вывода "D+" щеткодержателя
|
5. Присоедините провод
|
6. Короткое замыкание в положительных вентилях
|
6. Замените выпрямительный блок
|
7. Отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец
|
7. Припаяйте выводы или замените ротор генератора
|
Контрольная лампа ярко горит или светится в полнакала при работе двигателя. Аккумуляторная батарея разряжена
|
1. Проскальзывание ремня привода генератора
|
1. Отрегулируйте натяжение ремня
|
2. Поврежден регулятор напряжения
|
2. Замените регулятор напряжения
|
3. Повреждены вентили выпрямительного блока
|
3. Замените выпрямительный блок
|
4. Повреждены диоды питания обмотки возбуждения
|
4. Замените диоды или выпрямительный блок
|
5. Отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец
|
5. Припаяйте выводы или замените ротор генератора
|
6. Обрыв или короткое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на "массу"
|
6. Замените статор генератора
|
Контрольная лампа светится при работе двигателя. Аккумуляторная батарея перезаряжается
|
Поврежден регулятор напряжения (короткое замыкание между выводом "DF" и "массой")
|
Замените регулятор напряжения
|
Повышенная шумность генератора
|
1. Повреждены подшипники генератора
|
1. Замените задний подшипник или переднюю крышку с подшипником
|
2. Межвитковое замыкание или замыкание на массу обмотки статора (вой генератора)
|
2. Замените статор
|
3. Короткое замыкание в одном из вентилей генератора
|
3. Замените выпрямительный блок
|
Ремонт генератораРазборка генератора
|
Рис. 2 Детали генератора: 1 – шкив; 2 – шайба; 3 – передняя крышка; 4 – дистанционное кольцо; 5 – ротор; 6 – статор; 7 – задняя крышка; 8 – кожух; 9 – выпрямительный блок с конденсатором; 10 – щеткодержатель с регулятором напряжения
|
Снимите кожух 8 ( рис. 2), отжав защелки, которыми он соединен с задней крышкой. Отверните винты крепления к задней крышке щеткодержателя 10 в сборе с регулятором напряжения и снимите его. Отсоедините провод от вывода "D+" регулятора напряжения.
Снимите выпрямительный блок с конденсатором с задней крышки, для чего отверните винты крепления фазных выводов обмотки статора и винт крепления конденсатора к крышке. После этого, при необходимости, можно отсоединить конденсатор от выпрямительного блока, отвернув гайку крепления провода конденсатора к выводу "B+" выпрямительного блока.
Выверните четыре стяжных винта и отсоедините заднюю крышку 7 со статором 6 от передней крышки 3 с ротором 5. Отсоедините статор от задней крышки. При необходимости выньте из задней крышки втулку с задним подшипником вала ротора.
Зажмите ротор в тисках и торцовым ключом отверните гайку крепления шкива 1. Снимите с вала ротора шкив, шайбу 2, переднюю крышку и дистанционное кольцо 4.
Собирается генератор в последовательности, обратной разборке. Пружинная шайба шкива выпуклой стороной должна соприкасаться с гайкой. Гайку шкива затягивайте моментом 38,22–61,74 Н ·м (3,93–6,3 кгс ·м).
Замена регулятора напряжения или щеток
Регулятор напряжения в сборе со щеткодержателем является неразборным узлом. Поэтому если вышел из строя регулятор напряжения или износились щетки (выступают из щеткодержателя меньше, чем на 5 мм), заменяется целиком весь узел.
Замена подшипников ротора
Передний подшипник вала ротора запрессован и завальцован в передней крышке. Поэтому в случае выхода его из строя необходимо заменять переднюю крышку в сборе с подшипником.
Задний подшипник напрессован на вал ротора. Для замены необходимо съемником снять подшипник с вала ротора и на прессе напрессовать новый подшипник.
Замена дополнительных диодов
Для замены отпаяйте выводы поврежденного диода и аккуратно извлеките его из пластмассового держателя, не допуская резких ударов по выпрямительному блоку. Затем очистите место установки диода от остатков эпоксидной смолы, установите и припаяйте новый диод.
Вывод диода с цветной меткой припаивайте к общей шине. После припайки приклейте корпус диода к держателю эпоксидной смолой.
Регулировка натяжения ремня привода генератора
|
Рис. 3. Проверка натяжения ремня привода генератора: 1 – верхний кронштейн генератора; 2 – гайка; 3 – регулировочный болт; 4 – генератор; 5 – болт шарнирного крепления генератора к нижнему кронштейну; 6 – ремень; 7 – ведущий шкив на коленчатом валу; A — прогиб ремня
|
Нормальный прогиб А ( рис. 3) ремня должен быть в пределах 6–8 мм при усилии 98 Н (10 кгс). Для увеличения натяжения ремня сделайте следующее:
– отпустите гайку 2 крепления генератора к верхнему кронштейну 1 и гайку болта 5 шарнирного крепления генератора;
– вращением регулировочного болта 3 сместите генератор в сторону от двигателя;
– проверните коленчатый вал на два оборота и проверьте натяжение ремня;
– по окончании регулировки затяните гайки крепления генератора.
Избегайте излишнего натяжения ремня, чтобы не вызвать повышенной нагрузки на подшипники генератора.
|